Отзывы на тренинги — зачем и какие?

Из ленты: Cogito, ergo sum

Последнее время неоднократно поднималась тема отзывов на тренинги (пруф1 — в блоге Алексея Баранцева и пруф2 — в блоге Татьяны Голубевой).

Так уж получается, что для меня эта тема тоже является крайне важной, вследствие чего захотелось классифицировать отзывы и показать, на что они влияют.

В соответсвии со свежепридуманной классификацией, существует 4 типа отзывов:
* Позитивные неконструктивные
* Негативные неконструктивные
* Позитивные конструктивные
* Негативные конструктивные

Позитивные неконструктивные отзывы

Это отзывы «Всё супер!», «Спасибо, классно!» и «Приезжайте к нам ещё!».
Таких отзывов преобладающее большинство.

Что дают такие отзывы?

Тренеру: приятно.
Потенциальным ученикам: ничего — неинформативно. Если кому-то что-то было «супер», то кому-то ещё оно может быть совсем не супер, потому что «суперы» у всех разные.

Негативные неконструктивные отзывы

Это отзывы из серии «Полная фигня!», «Ерунда!» и «Бесцельно потраченное время!». Таких отзывов у меня, к счастью, не было 🙂

Что дают такие отзывы?

Тренеру: ничего*.
Потенциальным ученикам: ничего*.
* — зависит от %, если таких отзывов много — значит что-то явно не так. Но что?

Позитивные конструктивные отзывы

Это отзывы, проясняющие, что именно понравилось участнику. К примеру: «Упражнение про Емелю было очень показательным» или «Самостоятельные задания помогли многое понять и научиться применять на практике».

Что дают такие отзывы?

Тренеру:
понять, что нравится ученикам. Как следствие — что следует продолжать использовать в обучении, каким образом создавать новые тренинги, на чём расставлять акценты.
Потенциальным ученикам: что именно в тренинге хорошо, почему на него есть смысл идти, в каких ситуациях он может быть полезен.

Негативные конструктивные отзывы

Это отзывы, поясняющие, что именно не понравилось участнику. Примером такого отзыва может быть «Тренер слишком быстро говорит, и вместо слова «человек» слышится слово «чек»» или «Для понимания всех вопросов было недостаточно практики» или даже «Сахара на втором перерыве не хватило».

Что дают такие отзывы?

Тренеру: сразу видно, что следует улучшать. Какие моменты исправлять, что именно не нравится — в общем, «куда копать». При этом, изменения не всегда затрагивают тренинг. На тренинг «Управление автоматизацией» я однажды получила негативный отзыв, что этот тренинг рассчитан только на менеджеров. Но так как это полностью соответствовало действительности, то результатом такого отзыва стало дополнение описания, в котором я дополнительно сконцентрировалась на том, что тренинг рассчитан именно на управление и не затрагивает технические аспекты.
Потенциальным участникам: сразу видно, в каких случаях ходить НЕ стОит. Если описанный «выпускником» негатив для вас важен, то вы просто не пойдёте на такой тренинг и сэкономите своё время и деньги.


Выводы:

Тренеру: Делайте анкеты, способствующие конструктиву. Лично у меня в анкете по разным строкам/параметрам тренинга (Материал, подача, организация) идут 2 столбца: «что именно понравилось?» и «что хочется улучшить?».
Участнику: Если вы посетили какой-то тренинг, то помимо обучения вы так же были и его тестировщиком. Конструктивные отзывы (и позитивные и негативные) ОЧЕНЬ полезны как тренеру (он сможет сделать тренинг лучше), так и потенциальным ученикам. Не экономьте несколько минут — поделитесь мнением!

.

Источник